На главную

Советы студенту

 

СЛОВАРЬ  СТУДЕНТА. 1

Что такое СРС. 6

СРС  ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПИСЬМЕННЫХ  РАБОТ. 7

Контрольные работы. 8

ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ  (ПРАКТИЧЕСКИМ) , 9

Подготовка к экзаменам (Э.) 10

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ. 11

О приемах рационального чтения. 14

 

СЛОВАРЬ  СТУДЕНТА

 

 

 

 

 

 

Академическая задолженность

- задолженность, возникающая у студента в результате отсутствия аттестации (положительной оценки) по одному из видов контроля знаний

Академическая мобильность

- возможность перевода в другие вузы, обеспечиваемая совместимостью программ

Академическая справка

- документ, выдаваемый студенту, не полностью освоившему программу обучения

Академический отпуск

- возможность прерывания учебы, предоставляемая вузом при наличии уважительных (документально подтвержденных причин)

Аккредитация государственная

- признание государством статуса вуза, подтверждаемое свидетельством; дает право выдачи гос. диплома и отсрочку от службы в армии

Ассистент

- преподаватель вуза не имеющий (как правило) ученой степени и проводящий практические занятия

Аттестация (студента)

- оценивание его знаний по принятой в вузе шкале;  шкала может быть двухбалльной

Виды вузов, статус

- Закон «О высшем профессиональном и послевузовском образовании» предусматривает виды: институт, академия, университет. Независимо от названия вуза его статус определяет только государственная аккредитация, устанавливающая соответствие названия заявленному статусу

Выпускная квалификационная работа (проект)

Самостоятельно (под руководством специалиста) выполненное решение какой-либо проблемы в профессиональной области  и оформленное в соответствие с принятыми стандартами

Восстановление

- отчисленный студент имеет право на восстановление; порядок восстановления определяется уставом и иными нормативными документами конкретного вуза.

ГОС

- Государственный образовательный стандарт – документ, содержащий основные требования к содержанию, качеству и уровню организации учебного процесса; для каждого направления (специальности подготовки) содержит требования к минимуму содержания программы подготовки

Декан

- руководитель факультета, в полномочия которого входит решение всех вопросов, связанных с приемом, отчислением, переводом, акад. отпуском и пр.

Доцент

- ученое звание, присваиваемое Высшей аттестационной комиссией; не путать с должностью доцента конкретного вуза. Это ученое звание присваивается лицам, как правило, имеющим ученую степень кандидата наук. Право занимать должность доцента имеют, как правило, лица, имеющие уч. звание Д.

Заместитель декана

- заместители Д. назначаются по разным видам деятельности, связанным с обеспечением учебного процесса

Зачет

- вид аттестации по двухбалльной шкале; часто является промежуточным видом аттестации по части курса; в ряде вузов выставляется по итогам практических занятий и является допуском для сдачи экзамена

Итоговый контроль

- И.К. по дисциплине – контроль, осуществляемый при полном завершении курса; может проводиться в любой форме (экзамена, тестирования) с выставлением, как правило, дифференцированной оценки

Кафедра

- основная структурная единица вуза, организующая учебную, научно-методическую и научную работу по определенным направлениям

Кафедра выпускающая

- кафедра, ответственная в данном вузе за выпуск по конкретной специальности; основные вопросы, возникающие в ходе учебы, решаются именно с заведующим выпускающей К.

Колоквиум

- вид промежуточного контроля;  В переводе с латинского К. означает собеседование. В вузе К. - одна из разновидностей  учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Обычно К. проводится по темам, по которым не запланированы семинарские занятия. К могут проводиться и вне сетки расписания по согласованию со студентами.   

Конспект

- краткое изложение содержания какого-либо письменного, аудио- или видеоисточника. При творческой работе над конспектом происходит " уяснение вопросов самому  себе". Конспектирование воспитывает критическое отношение к прочитанному, развивает память, помогает выработать свой стиль изложения.

Консультация

- вид внеаудиторной работы, в рамках которой студент имеет возможность задать детальные вопросы преподавателю

Куратор

- сотрудник вуза, которому поручено курировать (контролировать) либо какой-то вид деятельности студентов, либо общие вопросы учебы и быта студенческой группы

Курсовая работа (проект)

- письменная работа по утвержденной теме под руководством специалиста, оформляемая в соответствии с требованиями вуза

Лаборатория (учебная)

- учебное помещение, оснащенное специальным оборудованием для проведения на нем лабораторных работ под руководством преподавателя (как правило – ассистента)

Лекция

- форма проведения теоретического обучения, связанная с изложением преподавателем материала по теме Л.; распространенная ошибка – представление о Л., как о своего рода «диктанте»; Л. предполагает активную работу студента

Направление (подготовки)

- профессиональная образовательная программа, не предполагающая узкой специализации; обучение по Н. Завершается присвоением степени бакалавра

Неполное высше образование

- уровень образования, достигаемый при полном выполнении программы двух лет обучения в вузе; по  требованию студента может выдаваться диплом о Н.в.о.

Отчисление

- прекращение обучения студента в вузе, оформляемое соответствующим приказом; происходит по разным основания, в т.ч. и по собственному желанию, в связи с переводом, а также в связи с академической неуспеваемостью, нарушением студентом устава вуза либо невыполнением им условий договора об обучении

Оценок шкала

- общепринятыми, в соответствии с ГОС, в вузах России являются двухбалльная и пятибалльная шкалы; в системе централизованного тестирования знаний выпускников школ – двадцатибалльная. Рейтинговые системы различных вузов основываются на более дифференцированных шкалах, позволяющих выставлять оценки по сто- и даже тысячебалльной шкале

Перевод (из вуза в вуз)

- осуществляется в конце учебного года по согласию принимающего вуза; устав вуза может предусматривать специальные вступительные испытания

Перезачет (оценок)

- производится при переводе из другого вуза или восстановлении после отчисления; конкретные условия П. Определяются собственными положениями вуза; при этом общими правилами являются: совпадение наименований дисциплин, их объемов (в часах) и содержания, а также оценок не ниже, чем «хорошо».

Положения

- локальные нормативные акты, принимаемые вузом и конкретизирующие те или иные виды его деятельности, не оговоренные уставом

Практика

- вид внеаудиторной работы студента, предусмотренный профессиональной образовательной программой; П. является обязательным видом работы, отсутствие по ней аттестации является академ. задолженностью

Практическое занятие

- вид аудиторной учебной работы, в рамках которой происходит освоение умений и навыков по дисциплине, предусмотренных е программой; в рамках П.З. возможно также проведение текущего контроля знаний

Проректор

- заместитель ректора по конкретному направлению деятельности; в большинстве вузов это П. по учебной работе, П. по науке, П. по админ. - хоз. работе, а также по иным видам, предусмотренным уставом вуза

Профессор

- ученое звание, присваиваемое Высшей аттестационной комиссией; не путать с должностью профессора конкретного вуза. Это ученое звание присваивается лицам, как правило, имеющим ученую степень доктора наук. Право занимать должность П. имеют, как правило, лица, имеющие уч. звание П.

Рейтинг

- обобщенная оценка успеваемости студента, определяющая его место среди других студентов

Ректор

 

- руководитель вуза, осуществляющий, в соответствии с его уставом, оперативное руководство и выполняющий решения совета (ученого) вуза; все перемещения студентов оформляются приказом Р. Приказ подписывается Р, на основании представлений (виз) проректоров, деканов или заведующих кафедрами и иными подразделениями вуза

Рубежный контроль

- контроль знаний по некоторому блоку тем, осуществляемый как в устной, та и в письменной, в т.ч. тестовой форме

Семинар

- форма аудиторной работы, при которой происходит углубленной изучение некоторой темы программы курса в режиме диалога с преподавателем; в рамках С. может проводиться и контроль знаний

Сессия

- установленный графиком обучения период проведения итогового контроля по изученным дисциплинам; (в ряде вузов существует безсессионная организация учебного процесса, при которой аттестация по дисциплине происходит сразу после ее изучения)

Сессия установочная

- форма проведения занятий при заочном обучении, когда студентам начитываются обзорные (установочные) лекции, содержащие методические указания и рекомендации по изучению соотв. дисциплин

Специальность, специализация

- определенное классификатором наименование конкретного вида профессиональной подготовки, предполагающее некоторую специализацию; завершается присвоением квалификации «дипломированный специалист»; на базе С. вуз может вводить «специализации», в рамках которых происходит углубленное изучение некоторых дисциплин

СРС

- самостоятельная работа студента – вид внеаудиторной работы, предусмотренный ГОС; в целом объем СРС за весь срок обучения примерно равен объему аудиторной работы

Ст. преподаватель

- должность преподавателя, предполагающая наличие ученой степени или большого практического опыта

Текущий контроль

- контроль знаний по отдельным темам программы; в рейтинговых системах полученные в процессе Т.к. оценки оказывают значительное влияние на итоговую оценку

Устав вуза

- регистрируемый в установленном порядке нормативный акт, определяющий наиболее существенные моменты, связанные со структурой вуза, его управлением и организацией учебного процесса

Факультет

- структурное подразделение вуза, объединяющее несколько кафедр близкого профиля; возглавляется деканом

Формы обучения

- действующее законодательство предусматривает формы: очная, очно-заочная, заочная, экстернат. На практике существуют также корреспондентская и дистанционная формы обучения

Экзамен

- форма выборочного (т.е. неполного в смысле охвата объема программы) итогового контроля знаний по дисциплине

Экзамен государственный

- форма контроля знаний выпускников; осуществляется, как правило, по ряду дисциплин, выносимых вузом в соответствии с ГОС на Э.г. ; может осуществляться, по решению вуза и в форме междисциплинарного Э.

 

 

 

-

 

Что такое СРС

 

В соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента.

Так, например, если всего на изучение дисциплины "теория государства и права" предусматривается 240 часов, а аудиторных занятий программой вуза для студентов очной формы предусмотрено 120 часов, то это означает, что для освоения данной дисциплины необходимо, в среднем, 120 часов самостоятельной работы. Если же студент обучается по очно-заочной (как правило, вечерней форме), программа предусматривает уже всего 60 часов аудиторной работы, что означает, что для освоения данной  дисциплины необходимо не менее 180 часов самостоятельной работы.

Одной из важных задач в подготовке специалистов с высшим образованием является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самосто­ятельно овладеть знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Это важно как для юриста, работа которого постоянно связана с поиском истины, так и для представителей других профессий. Основной формой самообразования является самостоятельная работа.

СРС может быть истолкована в двух смыслах.

Во-первых, как процесс творческого мышления студента при решении какой-либо проблемы, задачи, усвоения того или иного материала независимо от того, происходит это в аудитории, дома или в библиотеке. Ведь студент на лекции не только слушает и конспек­тирует, но и анализирует, сопоставляет, оценивает сообщенный лектором материал – т.е. является активным участником образовательного процесса.

Во-вторых, как некий результат мыслительной деятельности в виде написания реферата, дипломной, курсовой, контрольной работы, решении индивидуального домашнего задания и т. д. В этом смысле СРС является своего рода продолжением аудиторных занятий дома, в библиотеке, углублением и дополнением знаний, полученных в аудитории.

СРС можно подразделить на плановые (предусмотренные в учебных планах) и неплановые.

К плановым относятся:

-   написание рефератов, курсовых и контрольных работ,

- подготовка к семинарским (лабораторным) занятиям, экзаменам и зачетам. Внеплановыми видами СРС (как правило, для дневного отделения) являются:

-   подготовка рецензий, выполнение домашних контрольных работ,

- письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций, изучение нормативных актов и литературных источников по определенной теме с последую­щей устной беседой с преподавателем;

*   проведение коллок­виумов, особенно по предметам, где нет семинарских (практических) занятий;

*   проведение дискуссий по определенным проблемам на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, юридической практики; просмотр кино-и телефильмов и т. д.;

*   посещение органов государственной власти, правоохранительных органов и хозяйствующих субъектов (присутствие на заседаниях,. изучение практики, документов, организации их работы и делопроизводства);

*   изучение и обобщение опубликованной и неопубликованной (местной) судебной и иной практики; подготовка списков литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике и другие виды работы.

Все виды внеплановой работы проводятся в часы, свободные от обязательных аудиторных занятий. Общий объем  СРР определяется установленным ГОС (Государственным образовательным стандартом) объемом недельной загрузки студента (54 часа) за вычетом установленных вузом в соответствии с конкретными формами обучения объемов аудиторной нагрузки.

 

СРС  ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПИСЬМЕННЫХ  РАБОТ

 

       Одним из основных видов СРС является подготовка курсовых работ, которые выполняют студенты всех форм обучения. Этот вид СРС способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных в процессе теоретического обучения, вырабатывает навыки по применению их на практике.

          Подготовка курсовых работ проходит в несколько этапов.

На первом этапе происходит выбор темы. Тематика курсовых работ определяется соответствующими кафедрами, подготавливающими перечень тем и ознакамливающих с ними студентов заранее. Руководство подготовкой работы может осуществляться как преподавателями кафедры, так и рекомендованными ею научными работниками или специалистами-практиками.

 Выбор конкретной темы является правом студента и определяется его складывающимися профессиональными интересами.  При выборе темы следует учитывать доступность необходимой для раскрытия содержания темы литературы, нормативной базы и возможность ознакомления с соответствующим практическим материалом.

После утверждения темы на кафедре и прикреплению студента к руководителю начинается второй этап - собственно подготовка работы. Начинается она с подбора и изучения литературы и нормативных актов, относящихся к теме. Начать эту работу целесообразно с учебной ли­тературы, переходя затем к монографической литературе и периодике. Зачастую раскрытие темы может потребовать знания и смежных с ней проблем. Например, подготовка курсовых по праву часто требует обращения к экономической проблематике и наоборот: подготовка работ экономического (и даже технического) направления требует углубления в вопросы права. Одновременно с подбором литературных источников необходимо по­дбирать практический материал, чтобы использовать его в соответствующих разделах курсовой. Всю эту работу студент проделывает самостоятельно, консуль­тируясь со своим научным руководителем. (при выполнении работ, лежащих "на стыке" разных областей знания студенту может быть назначен соруководитель или консультант).

Следующим этапом является составление плана работы. Студент готовит его самостоятельно в виде проекта, после чего согласовывает его с руководителем. После окончательного его уточнения он становится рабочим планом. Типовой план включает в себя введение, несколько глав с разбивкой на параграфы и  заключение.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее разработанность в литературе, (для работ в области права - степень урегулированности нормами права затронутых в теме отношений), указываются задачи, которые ставит перед собой автор.

Главы работы посвящаются конкретным вопросам темы. При этом глава первая, как правило, носит теоретический характер, а последующие главы могут носить как теоретический, так и практический характер. Заключение содержит выводы и предложения автора работы.

Четвертым этапом подготовки работы является собственно написание текста. При его написании следует учесть, что вся работа от начала до конца должна представлять собой единое целое. Весь материал по теме должен быть изложен последовательно, логически взаимосвязанно, без противоречий и повторений. Перед написанием каждой главы целесообразно составить развернутый план-проспект (который, естественно, не войдет в текст работы), в котором определить круг вопросов, составляющих ее содержание, последовательность их освещения.

В конце работы обязательно помещается библиографический список, составлен­ный в соответствии с действующими на момент написания работы требованиями Государственного стандарта.

Готовую работу студент передает на кафедру для проверки ее  научным руководителем. При оценивании работы учитываются:

*   полнота использования имеющейся по теме специальной литературы и  нормативной базы,

*   умение само­стоятельно мыслить, делать анализы и обобщения;

*    грамотность изложения и правильность оформления ма­териала;

*

    наличие и характер недостатков;

 Оценка содержания курсовой работы производится по тем же критериям, что и ответы на экзаменах. При этом дополнительно на оценку влияют такие факторы, как умение студента творчески. использовать литературные источники, самостоятельность суж­дений, грамотность изложения. Не последнее место занимает и аккуратность оформления работы.

Лучше всего для подготовки использовать компьютер, программное обеспечение которого содержит хороший текстовый редактор, а также информационно-справочную систему. Это позволит легко не только получить хорошо оформленный текст, но и использовать широкие возможности инфотехнологий в поиске и систематизации информации.

 

Контрольные работы

 

Контрольные работы (КР) можно разделить на три вида:

1. работы, которые выполняют студенты-заочники (по дисциплинам, по которым КР. предусмотрены  учебным планом). Эти работы является одним из обязательных видов межсессионных СРС, призванных выработать у студентов навыки самостоятельной работы, научить пользоваться специальной литературой, правильно ориентироваться в нормативном материале и умело применять свои знания к конкретным ситуациям. Решения поставленных преподавателем задач должны быть полными, то есть должны быть даны ответы на все поставленные вопросы. При этом ответы должны быть аргументированными и обоснованными, сопровождаться ссылками на использованную литературу и нормативные акты. Для облегчения проверки желательно, чтобы в текст контрольной были переписывать в тетрадь условия задачи или поставленные в ней вопросы.

Задания для выполнения КР. данного вида содержатся также в методических указаниях, разрабатываемых в вузах, на факультетах или на кафедрах. Объем ее составляет 18-20 страниц ученической тетради. Оформляется она по тем же правилам, что и курсовая работа.

2. КР., выполняемая студентами дневного отделения вне плана учебных занятий в порядке компенсации сокращения обязательных аудиторских занятий. Ее можно назвать домаш­ней КР. Она может состоять из теоретической части и решения задач, может быть выполнена на базе изучения разъяснений высших судебных органов, группы нормативных актов либо судебной практики по тем или иным вопросам и темам изучаемого курса и т.п. Задания на такую работу дает преподаватель, ведущий данный курс.

3. Так называемая мини-КР., которую могут выполнять студенты как дневного, так и заочного отделений на плановых аудиторных занятиях в порядке контроля усвоения пройденного материала. Это своего рода обратная связь между лектором и студентами-слушателями. Такие КР. могут быть летучими (летучки), то есть проводятся без объявления заранее темы и даты проведения и объявляемыми заранее. В последнем случае студент должен предварительно просмотреть материал, относящийся к объявленной теме КР.

По итогам проверки КР., особенно двух последних видов, возможно проводить групповые или индивидуальные собе­седования с разбором наиболее типичных или трудных ситуаций.  Мини-КР. оценивается по двухбальной системе: "зачтено", "незачтено".

2.3. Рецензия

В переводе с латинского рецензия означает краткий разбор и оценку художественного или научного произведения (статьи, монографии). Однако рецензия может быть подготовлена и на нормативные акты, а также на разъяснения судебных органов. Разбор предмета рецензии должен быть полным и всесторонним, а оценка - объективной. Для этого предмет рецензии тщательно изучается, анализируется, сопоставляется с аналогичными или подобными предметами того же ряда. Выводы и оценка должны быть аргументированными.

2.4. Реферат (Р)

Р. - это краткое изложение в письменном виде, или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по определенной теме. В отличие от рецензии здесь не требуется разбора и оценки. Р. представляет собой сокращенное отображение реферируемого произведения. Главным его достоинством является по возможности точное воспроизведение предмета реферирования. Если же при подготовке Р. автор хочет выразить свои мысли, то он должен с помощью тех или иных приемов (например, путем заключения в скобки указания своих инициалов) отличить их от содержания реферируемого произведения.

Р. сходен с конспектом. Конспект оже краткое изложение того или иного материала. Но в отличие от Р, он составляется в виде о6зора и притом не только прочитанного, но и услышанного (лекции, речи, доклада и т.п.). Конспект составляется для использования самим автором. Это одна из распространенных форм работы с литературой. Р. же - вид СРС, который готовится, как правило, для представления на проверку, а его текст пишется по  плану, согласованному с научным руководителем.                     

Оформление рецензии и Р., включая титульный лист (обложку), производится по образцу КурР.

 

ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ  (ПРАКТИЧЕСКИМ) ,

ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ   И  К  КОЛЛОКВИУМУМАМ

3.1. Подготовка к семинарским (практическим) занятиям (СЗ)

Семинар - это рупповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя. По многим дисциплинам, изучаемым студентами гуманитарного профиля СЗ могут проводиться по чисто теоретическим вопросам (философия, теория и история государства и права и др.). Но для СЗ по большинству юридических и экономических дисциплин характерно сочетание теории с решением задач, проведением деловых игр и т. д. То же самое относится и к дисциплинам естественно-научного цикла. Такие СЗ принято называть практическими. СЗ проводятся в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных.

Лабораторные занятия - это также групповые занятия со студентами под руководством преподавателя, но в отличие от СЗ на таких занятиях  студенты проводят преимущественно опыты, эксперименты и г. п. с применением специального лабораторного оборудования. (В ТЭЮИ такие работы проводятся по дисциплинам информатика, правовая кибернетика, криминалистика, информационные технологии в экономике и др.).

Семинарские и лабораторные занятия проводятся в пределах учебных планов, то есть относятся к плановым. Как семинарские, так и лабораторные занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствую­щей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, в необходимых случаях ознакомления с нормативным ма­териалом (или описанием соответствующей аппаратуры). Рекомендуется придерживаться при этом следую­щего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы.

В планах СЗ дается довольно внушительный перечень такой литературы. Но это вовсе не означает, что студент обязан прочитать ее всю (хотя к этому надо стремиться, что и отличает хорошего студента!). Студент выбирает из перечня источники, которые ему доступнее или больше импонируют. Но если тот или иной источник указан как обязательный к прочтению, то с ним надо детально ознакомиться.

При изучении литературы, анализе нормативного материале, решении задач на СЗ будет полезно следовать данным в настоящем пособии рекомендациям по работе с книгой и пользованию нормативными материалами, решению задач при выполнении контрольных работ и т. д.

3.2. Подготовка к коллоквиуму (К.)

В переводе с латинского К. означает собеседование. В вузе К. - одна из разновидностей  учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Обычно К. проводится по темам, по которым не запланированы семинарские занятия. К могут проводиться и вне сетки расписания по согласованию со студентами.  Для подготовки к К. студенты заблаговременно получают у преподавателя, ведущего соот­ветствующий предмет, задания. В порядке подготовки к нему они изучают рекомендованные преподавателем и самостоятельно выявленные литературные источники и нормативные акты, а при возможности - и практический материал.

Так же, как и СВ, К. может быть проведен в форме беседы с отдельными студентами и с группой в целом. Но он может проходить и в форме ответов на вопросы выбранного студентом билета, формой его проведения может быть также обсуждение научных сообщений, сделанных студентами данной же группы.

Конкретные формы проведения К. определяет преподаватель.

Подготовка к экзаменам (Э.)

 

Главная цель Э. - оценка знаний студента за курс (семестр):

-насколько они глубоки, прочны,

-в какой степени студент научился творчески мыслить,

-применять полученные знания к решению практических задач и т. п.

Чтобы сдать экзамен успешно, студент должен соответствующим образом подгото­виться к нему. Подготовка к Э. состоит из трех этапов.

1. Выявление круга тем и вопросов, выносимых на Э., и подбор соответствующей учебно-справочной и специальной литературы.

2. Чтение и усвоение подобранной литературы, решение задач по темам.

3. Повторение прочитанного.

Первый этап. В ходе изучения предмета преподаватель указывает на соответствующую литературу и нормативный материал, в планах лекций и СВ он достаточно четко определяет круг вопросов, которые могут вынесены на экзамены. Поэтому первый этап подготовки к Э. сложности не представляет. К тому же многие преподаватели специально знакомят студентов с выносимыми на Э. вопросами. Тем не менее, на этом этапе нужно проявить максимум внимания, чтобы не оказаться в положении, когда о вынесенном на Э. вопросе вы узнаете лишь из экзаменационного билета.

Второй этап. Прочтение и усвоение материала, а также решение задач по всем темам, предусмотренным программой дисциплины, - наиболее важная часть подготовки к Э. Студенты нередко говорят, что  они несколько раз прочитали весь материал, а в итоге - "неуд.". Да, можно прочитать и десять раз и не знать предмета, если читать механически. Наоборот можно прочитать только один раз и успешно сдать экзамен, если читать осмысленно, стараясь понять и усвоить прочитанное. После прочтения параграфа учебника или иного источника полезно мысленно пройтись по нему еще раз, чтобы лучше усвоить и запомнить основные положения. При чтении части курса обязательно следует увязывать её с остальными частями, чтобы систематизировать материал всего курса и представить его в целостности. При  чтении юридической литературы необходимо убедиться, что нормативный материал или руководящие разъяснения судебных органов, на которые дается ссылка, не устарели. Если подготовка ведется по конспекту, то полезно на полях тетради делать собственные заметки с указанием на основные моменты темы.

Третий этап. Без повторения всего прочитанного трудно рассчитывать на высокую, а то и на удовлетворительную оценку. Поэтому из отпущенных дней на подготовку по предмету необходимо определенную часть оставить на повторение. В среднем - это от половины до одного рабочего дня. Повторение нельзя понимать как прочтение заново. По­вторяющий проверяет, насколько он усвоил и запомнил основное содержание вопроса. Повторение осуществляется путем просмотра экзаменационных вопросов. Если по прочтении вопроса вы можете воспроизвести основное содержание источников, способны решать относящиеся к нему задачи, то можете  идти дальше. Если же усвоение вопроса вызывает сомнение, то без полного чтения текста вы просматриваете его (или свои заметки на полях, мысленно повторяете материал, после чего идете дальше.  Такое повторение (в зависимости от особенностей памяти) можно делать до трех раз. Если на первое повторение уйдет, например, 2-3 часа, то на второе и третье - не более 1-2 часов. Такая подготовка к Э. исключает "провал" и опровергает бытующее у части студентов мнение, что Э. -это лотерея.

И, наконец, следует знать, что на Э. ответы должны быть краткими, без отвлекающих вступлений, ненужных подробностей и пояснений. Помните: главная задача экзаменатора -  выявить уровень знаний студента. Поэтому, чем меньше "воды" в ответе, тем легче его оценить.

 

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

 

Для того, чтобы при наименьших затратах сил и времени узнать и усвоить из прочитанного как можно больше, необходимо читать продуктивно, используя рациональные методы и приемы. Продуктивное чтение предполагает и умение самостоя­тельно осуществлять поиск нужных источников. Поиски нужной литературы желательно начинать с просмотра библиотечных систематиче­ских каталогов. Однако в них не всегда имеются полные сведения о необходимой литературе по нужной  проблематике. Поэ­тому следует обращаться к соответствующим библи­ографическим источникам, в частности - к реферативным журналам.

О помещенных в журналах статьях  можно узнать из выходящей еженедельно "Летописи журнальных статей", из библиографических указателей новой литературы. Указания на имеющуюся литературу по тем или иным вопросам можно найти в сносках монографий, статей, учеб­ников. Имеются специальные библиографические справочники по отдельным областям знаний.

Изучение литературы в одном случае целесообразнее начинать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом - с урнальных статей. Это зависит от уровня подготовки студента, изучаемой темы и наличия литературы по ней и т.д.

Работу над книгой рекомендуется начинать с общего оз-накомления с ней. Необходимо обратить внимание не только на год издания книги, но и на дату подписания ее к печати. После этого следует прочитать аннотацию, где указываются цели книги, для кого она предназначается, просмотреть оглавление. Затем нужно. обратиться к предисловию (введение), раскрывающему основ-' мое содержание книги, определяющему границы исследова­ния.

При изучении научной литературы недостаточно пробегать глазами по строчкам текста. Такое чтение не бывает глубоким. Следует помнить, что чтение не механическая работа, а творческий труд. Суть чтения состоит в том, чтобы усвоить прочитанное, разобраться в нем, выработать свое отношение к идеям автора, а не покорно следовать за чужим мнением. Чтение должно быть активным и сознательным. Умение работать со специальной .литературой определяется не коли­чеством прочитанного, а качеством продуманного.

 

5.1. Запись прочитанного

 

Записывая ту или иную мысль, мы ее воспроизводим, а это обеспечивает более прочное запоминание. При записи зрительная память допол­няется моторной памятью, что также способствует лучшему усвоению и запоминанию прочитанного материала.

Таким образом, чтобы приобрести  прочные знания, одного чтения мало. Работа с учебной и научной литературой .помимо чтения требует определенных навыков, умения записывать прочитанное. Естественно, у каждого человека в процессе обучения вырабатывается своя система ведения записей. Однако есть некоторые общие принципы, знать и использовать которые полезно каждому. Начнем с рассмотрения того, какие бывают виды записей. К основным видам записей относятся: выписки, планы, конспекты и тезисы.

Выписка - это запись только отдельных, наиболее важных мест текста. Чаще всего в ней фиксируется фактический, иллюстративный материал. Выписки нужны для того, чтобы выбирать из литературных источников только наиболее существенное, они помогают не только накопить нужные сведения по тем или иным вопросам, но, что очень важно облегчают запоминание.  Особенно удобны они в том случае, когда требуется собрать, а затем сопоставить материал на какую-то тему из многих источников. При этом, в зависимости от цели работы, они могут делаться в виде цитат или изложения мысли автора в собственном пересказе. Выписки целесообразно делать на карточках, но это устаревшая технология. Лучше всего использовать компьютер, оснащенный специальной программой - так называемой системой управления базой данных. (Такая программа входит в состав популярного пакета "Microsoft Offiсе"). Но даже ведение базы данных на карточках существенно облегчает работу студента: карточки легко подобрать по вопросам, сгруппировать по каким-то признакам (например, по точкам зрения авторов) и т.д. На карточках следует указывать фамилию и инициалы автора, название книги (статьи), издательство, год издания, страницы, а также вопрос, к которому относится эта выписка. Правильно сделанные выписки позволяют студенту использовать подобранный и систематизированный материал при подготовке к семинарским занятиям, экзаменам, при выполнении дипломных и курсовых работ без частого обращения к  самому литературному источнику. .

Другим распространенным видом записей является план - записанная схема произведения. (типичным его примером служит оглавление книги). Действительно, просмотрев его, и без чтения самой книги можно получить некоторое представление о ее содержании. Но план, составляемый самим читателем в процессе чтения, более подробно передает содержание  книги, чем ее оглавление.                    

П. как один из видов записей характеризуется следующим:

-он краток, не требует много времени для составления;

- составляться может прямо по ходу чтения;

- отражает последовательность изложения ма­териала источника;

- раскрывает содержание источника и помогает восста­новить в памяти прочитанное;

 - помогает организации само­контроля и ускоряет проработку материала.

 При достаточно умело составленном плане и хорошем владении материалом зачастую делаются ненужными такие более подробные записи, как конспекты и тезисы. Следует учесть, что составление плана источника далеко не механическая, а в значительной степени творческая работа, поскольку предполагает выявление логической структуры материала.

В отличие от плана другой вид записей - тезисы  - это основные положения статьи, книги, аудио- или видеоматериала  кратко сформулированные самим читателем. И если план только перечисляет вопросы, рассмотренные в источнике,  то в тезисы включаются принципиально важные, ключевые положения, обобщающие и раскрывающие содержание изучаемого источника. Их составле­ние помогает уяснить содержание прочитанного, приучает кратко формулировать собственные мысли, приучает читать целенаправленно, фиксировать внимание на сути тех или иных вопросов. При составлении тезисов основные положения изучаемой книги, статьи кратко записываются в том порядке, в каком они изложены в самом произведении. При этом каждый тезис записывается отдельно, с новой строки. Полезно для облегчения использования нумеровать тезисы. нумеруются.

 По своему строению тезисы (как, кстати, и план) могут быть простыми, когда очень сжато формулируются основные положения, и сложными, когда приводятся не только основные положения, но и некоторые аргументы в доказа­тельство тезисов. Выбор того или иного вида тезисов производится с учетом цели работы, а также конкретных обстоятельств (наличие навыков, времени и особенностей материала и т.д.).

В отличие от тезисов, конспекты представляют собой краткое изложение содержания какого-либо письменного, аудио- или видеоисточника. При творческой работе над конспектом происходит " уяснение вопросов самому  себе". Конспектирование воспитывает критическое отношение к прочитанному, развивает память, помогает выработать свой стиль изложения. При конспектировании материал глубже усваивается и приводится в стройную систему. Конспект может иметь сложную структуру и включать, в том числе, все вышерассмотренные типы записей. Например, при рациональном (т. е. немеханическом) коспектировании лекции часто используют два основных вида записей: фиксируют план лекции и записывают основные тезисы лектора или доказываемые им положения, рассуждения, примеры. (При нерациональном же конспектировании лекцию воспринимают, как диктант и стремятся зафиксировать каждый вздох лектора). При конспектировании письменных источников чаще применяется комбинация плана, тезисов и выписок.

Следует иметь в виду, что качество конспекта определяется не количеством исписанных страниц, а умением выделить и зафиксировать для себя то основное, что хотел сказать автор. Поэтому конспектируемый материал необходи­мо прочитать полностью, делая в процессе чтения для себя заметки: на что обратить особое внимание, над чем следует подумать, а что записать в виде цитаты. При этом в заметках обязательно указывайте страницы конспектируемой работы. Это значительно облегчит ваш труд при последующем написании  полного конспекта. (Полезно на полях записывать и свои собственные мысли, возникающие при чтении).

Вот главные требования, предъявляемые к конспекту:

- он должен быть кратким, но при этом обязательно содержать как основные положения и выводы, так и доказательства и примеры. Иначе при обращении к конспекту даже через короткое время будет затруднительно понять записанное;

- конспект пишется своими словами (исключение составляют цитаты);

 - материал в нем излагается системно, в логической последовательности.. Для этого основные положения  могут по­дчеркиваться, выделяются другим шрифтом или цветом. На полях словами или знаками могут делаться пометки, например: !,- важно; ? — спорно; :) -противоречиво; Как правило, у каждого человека после некоторого опыта вырабатывается собственная система обозначений.

Хорошо составленный конспект в значительной степени облегчит вам последующую подготовку к контрольным, зачетам или экзаменам. (Кстати, во многих вузах США конспектирование является плановым и оцениваемым видом работы студента. И если его работа по конспектированию источников оценена, как неудовлетворительная, к экзамену студент не допускается).

 

О приемах рационального чтения

 

Растущий объем информации обусловил поиск и разработку рациональных приемов быстрого чтения. Из работ современных авторов по этой проблеме следует указать на • книги известного ученого из бывшей ГДР Франца Лезера "Рациональное чтение" (М., 1980) и О.А. Кузнецова и Л.Н. Хромова "Техника быстрого чтения" (М., 1983). Авторы последней из названных книг сформулировали "золо­тые" правила быстрого чтения:

1. Читайте без регрессий, т.е. без возвратного движения глаз.

2. Читайте, мысленно укладывая  уже  прочитанное в блоки, выделяя ключевые слова, и, опираясь на них, выделяйте смысловые ряды, которые несут в себе основной замысел автора. При этом текст как бы "сжимается", в нем остаются только зерна смысла, так называемое "золотое ядро".

 3. Читайте вертикальным движением глаз (идеал - 1 страница за 30 секунд).

 4. Читайте внимательно.  Стремитесь понимать прочитанное непосредственно в процессе чтения.

6. Запоминайте не отдельные слова, а целые мысли и идеи автора.

7. Читайте с переменной скоростью, зависящей от сложности и знакомости материала.

 

            Литература:

1.   Самостоятельная работа студента. - Барнаул, 1995.

2.   Фр. Лезера "Рациональное чтение" М., 1980.

3.   О.А. Кузнецова, Л.Н. Хромова "Техника быстрого чтения" М., 1983.

                           

 

 

ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Лицензия Минобрнауки № 169696 от 23.11.05.

Свидетельство об аккредитации В№000825 от 26.02.2006 г.

 
634050 г. Томск, Московский тракт 2г. (Университетская роща)
Тел. (382-2) 252-892, 528-385

E-mail spm111@yandex.ru

 

 

 

На главную